Бесплатная доставка по России при заказе от 12000 рублей.
EN /

Наташа Данилевская — о том, как сочетать работу аниматора и графическим дизайнера

Наташа Данилевская — о том, как сочетать работу аниматора и графическим дизайнера

Принято считать, что графдизайн — наименее творческая работа из визуальных практик. Здесь ярче всего проявляется конфликт между креативом и коммерцией. Аниматор и графдизайнер Наташа Данилевская так не считает, ей удалось найти баланс и трансформировать недостатки — работу по ТЗ, дедлайны, брифы — в преимущества. Наташа работает графдизайнером и параллельно рисует мультфильмы, выиграла государственный грант, участвует в фестивалях. Мы поговорили с ней о том, как все устроено

– Кто ты: художник, аниматор, дизайнер?

– Я решила стать дизайнером в 1996 году, мне было 8 лет. У моего дяди была девушка, очень красивая. Они были поколение MTV. Она училась на дизайнера интерьеров и была моим кумиром. Мне нравилось смотреть, как она что-то вырезает под «Бивиса и Батхеда», «Провинциальную школу» Ивана Максимова, который в будущем стал моим преподавателем.

В школе надо было выбрать один предмет и я пошла на «дизайн». Мы занимались ерундой, но меня хвалили. Я не ходила в художку, и в 10 классе стала готовиться к поступлению на факультет графического дизайна, пошла на подготовительную программу СПбГУ. Как-то я подошла к своему преподавателю и задала ужасный вопрос: «А у нас будет мультипликация». Он такой: «Что? Конечно, нет. Это же дизайн» Я такая: «Ну, ладно».

– А как тогда появилась анимация?

– Повезло. Пришла Татьяна Ивановна Минаева, на 4 курсе мы стали заниматься во Flash. Все делали мультимедийные издания, посвященные образованию, архитектурре, искусству и др., а мне преподавательница посоветовала сделать анимацию с мультяшками. Так я придумала свой первый проект «Сон как фантазия». Я поняла, что это то, что мне нравится. Сейчас она уже там не работает, но мне она помогла. Если бы не она, то я бы была только дизайнером, а анимации бы не было. Так параллельно, по чуть-чуть, я нашла свой путь в анимации.

– А тебя не разочаровывало обучение? Ты столько лет мечтала о неведомой профессии дизайнера, а когда пришла в университет твои представления оправдались?

– Нет, мне очень нравилось. Я могу сказать, что у меня стало хорошо получаться только на 3 курсе. Мне, конечно, говорили, что я делаю все нормально, но сама я стала любить и понимать дизайн на 3 курсе.

Единственное, что мы мало занимались на компьютерах. Большинству я научилась на работе. После окончания универа я вышла сразу в офис, мне говорят: «Нарисуй иконки для сайта». Я открыла Illustrator и стала разбираться. Я год всего проработала, но мне ребята дали очень много для понимания коммерческого дизайна.

Через год совместной работы они мне говорят: «Есть такой Иван Максимов, тебя бы он точно взял на работу». Не за долго до этого я познакомился со своим мужем, и он тоже рассказывал про него. У него на сайте я увидела, что он набирает бесплатный курс на обучение режиссуре и поступила. Он фанат своего дела, и с помощью курса он ищет похожих людей для своей небольшой школы.

– У тебя не стояло выбора между дизайном и анимацией?

– Я бы хотела, чтобы анимации было больше. Сейчас на фестивалях я встречала ребят, которые после школы пошли во ВГИК, КИТ, в ШАР. Я очень им завидую, они на лет 10 младше меня, но уже выпускают не первый фильм, путешествуют, и это их работа. Я бы так хотела, но не вышло.

Мне нравится сейчас баланс, я бы дизайн не хотела забрасывать.

– Что может привлекать в дизайне, когда у тебя есть анимация?

– Мне нравится спокойствие. Мне нравится, что у меня заказчики приятные люди, буквально с 2012 года и всего пару случаев было неприятных.

Когда ты делаешь мультфильм, а я рисую покадрово, там много нервов. Это очень нелинейная работа, постоянные творческие муки. Например, мультик на 40 секунд мы делаем целый месяц, и все равно я не могу придумать конец.

– А как выстраивается твой день? И были ли сложности с дедлайнами, графиками? И как встраивается анимация?

– Мне это не так сложно дается. Единственное, что когда я решила уволиться из офиса я параллельно месяц или полтора брала дополнительные заказы по дизайну. То есть я работала в офисе до 6 вечера, шла домой и работала допоздна. И ходила на курсы по анимации. После увольнения было много работы.

Еще — я ужасно организована, я помешана на табличках, на времени. Эти шутки про дизайнеров-фрилансеров и дедлайны мало встречаются в реальности. Большинство, на самом деле, понимают, что это не столько творческая профессия, сколько связанная с большой организацией информации и работы, она довольно техничная.

Сейчас мы делали анимационный проект со знакомыми режиссерами — заставку для фестиваля. Это было нервно, потому что внепланово. А так — легко организовываешь. Три часа рисуешь мультик, потом два часа поработаешь, потом гуляешь, а потом еще три часа поработаешь, а потом еще часик мультик порисуешь. Это гибко, но редко бывает, что я не сплю ночами.

Кадр из мультфильма «Домик игрушек»

– Расскажи поподробнее про сотрудничество с Министерством культуры.

– Под конец учебы на курсе Вани, он нам предложил написать заявки и презентации на свои проекты. Мы особо ни в чем не разбирались, он сам все отправил. И мы с однокурсницей Катей получили гранты и делали год свои фильмы. Не могу сказать, что там были большие деньги, но мне много не надо, я не особо транжирю. Так, дизайна стало поменьше.

– Сценарий ты сама пишешь?

– Пока да, но мне муж очень сильно помогает. Мне сложно придумать финал, я начинаю рисовать и по ходу придумываю что-то.

– А что касается фестивалей? Ты с этим мультиком шла?

– Это отдельная история. Я не сразу стала ездить и пропустила несколько фестивалей, не понимала, что там делать. Катя уговорила меня поехать на «Бессонницу». Я была просто в шоке: там приятные люди, музыка, концерты. До этого мы ездили на Суздальский фестиваль. Потом съездила в Штутгарт на фестиваль, это тоже было здорово. Помимо того, что посмотрела хорошие фильмы, я познакомилась с важными людьми. Например, с одной женщиной, которая живет в Швейцарии. Она попросила быть жюри на фестивале, который она организовывает. Это был детский фестиваль, и смотрели фильмы дети, а не профессионалы, и они так классно реагировали. Это так замечательно видеть реакции зрителей. Это самая главная плата.

– Расскажи про свой стиль? Ты вручную рисуешь?

– Мультфильмы я хотела рисовать вручную, но это сложно. Я осваиваю планшет: рука пока не очень слушается, например, не понимаю, как сделать фактуры. Сейчас мы хотим начать делать мультик «Колпачок – это личное дело каждого» с Сашей (прим.ред. — с мужем), и надеюсь, что я начну приближаться к идеальному виду. В «Домике игрушек» я ограничивалась средствами и умениями, мне не хватило живости.

– Как появился твой стиль?

– На самом деле, дома, когда мы жили у родителей, мы с сестрой разрисовывали стены. Алена рисовала винни-пухов и еще кого-то, а я стала рисовать черным маркером разных персонажей. В универе я полюбила черно-белое и фактуры. Наш преподаватель часто говорил: “главное чтобы шуршало”. И мне нравилось стремиться к этому, в том числе и в анимационном дипломном проекте.

Что касается персонажей, то мне всегда нравилось рисовать монстриков, тут мне кажется, что и Ваня, конечно, тоже повлиял. Я еще с детства помню его мульт «Провинциальная школа», и уже тогда была под впечатлением. Еще повлияло, что мама нам покупала странные игры и книги. Например, PC игра «Ночные кошмарики Пупка», там тоже чудоковатые персонажи.

Иногда думаю нарисовать человека, но пока тяжело. Может, потому что не получается, поэтому и не хочется.

 
 

– Я сформулировала для себя твой стиль, как детский «Левиафан». Как дети относятся к твоим мультфильмам? Вроде, тут нет ярких красок, типичных персонажей?

– Я показала племяннице, которой было 3 года, она все поняла. Она все комментирует, пересматривает. Мне кажется, что дети правильно все воспринимают. Возможно, им неважно, цветное или нет. Они замечают шуточки: как в пупке ковыряются, как плюхнулся кто-то.

Я думаю, что на ярких цветах они именно, что залипают. Если вспомнить наши мультики, то они все равно блеклые. Помнишь русалку с головой рыбы у Саакянца, тоже довольно странная история.

– Насколько ты задумываешься про аудиторию или важнее показать свое творчество?

– Я задумывалась, потому что мне же еще заявку надо было подать. Я писала, что это для подростков и родителей, для понимания переходного возраста. Но оказалось, что ставят «6+».

– Насколько это транслирует твой мир?

– Очень. Я привязана к вещам, у меня нет дома барахла, но у меня хранится первая Барби, в Штутгарте я купила маленького двулапого зайца на барахолке за 5 евро, а на Кипре — странную собаку, она как чучело, у нее хвост сразу отвалился. Я очень люблю игрушки, и вспоминаю, как в детстве к ним относилась. У меня как будто оно не прошло и я хочу им делиться. Взять и выкинуть я не могу.

Новый мультфильм будет про проблемы в школе: про героя, который не может найти место среди сверстников и придумывает себе друзей. Какой мир для него правильный: реальный или виртуальный.

– Какой правильный?

– Я думаю, что реальный мир мы будем рисовать угловатым, а мир в голове будет более симпатичным и настоящим.

– Мне кажется, что любой психолог на это расскажет много интересного.

– Я могу сказать, что у меня в детстве были проблемы со сверстниками. Но дома всегда было так хорошо и уютно, что несмотря на то, что я не рассказывала родителям про проблемы эти, комплексов все равно не появилось, может даже наоборот :)Родители у нас молодцы. Было много неприятных моментов в школе, но кому-то другому доставалось сильно хуже: я замечала, как ребята тяжело с этим справляются и старалась заступаться. Видимо, я хочу про это рассказать, чтобы детям проще переживалось все это.

– Что касается техники, ты работаешь с другими материалами?

– Нет. Я стараюсь писать что-то, но очень редко. Из-за работы сил не хватает. Мы жили в маленькой студии, и просто настроения не было выкладывать все инструменты, тогда сушилку некуда было поставить. Сейчас мы переехали в двухкомнатную квартиру, уже и Саша написал мой портрет, и я написала портрет подруги, и картину написала. Но масло я не очень люблю, потому что это долго и запах мне не очень нравится. Я выбираю темперу и акрил.

– Кризисы случаются?

– У меня кризис, что я перестаю рисовать и мне перед собой и стыдно, и обидно. С другой стороны, я и не художник. Если бы была иллюстратором или художником и были бы одни коммерческие проекты, наверное, это было бы грустно. А так я нормально отношусь.

– Что тебя вдохновляет? Откуда ты черпаешь энергию?

– Мне кажется, что очень много от людей. Когда я вижу классных людей, я начинаю по-доброму завидовать и у меня появляются силы. Даже, может быть, необязательно в творчестве успешные, а просто добрые, хорошие, старательные. Обожаю трудолюбивых людей.

У нас с Сашей много идей, но в творчестве мы пока ленивые, да и работы много по дизайну. Только переехали в центр, появилось больше пространства и мы просто кайфуем и гуляем. Я считаю, что мы молодцы, мы что-то придумываем сейчас и считаю, что к концу лета начнем что-то делать.

– А как ты смотришь на мир? Глазами нормального человека или художника?

– Нормального. Я себя не воспринимаю художником. Я кайфую от обычных вещей. Мне нравится недорогая, но классная одежда. Я люблю собирать всякую макулатуру, открытки с поездок. Мне нравятся беленькие маленькие собачки. Мне нравится Петербург, центр, как любому нормальному человеку.

– Есть два типа людей: одни черпают из внешнего мира вдохновение, другие – из внутреннего. Мне кажется, что второе — это про тебя.

– У меня очень много из детства.

– Какие художники тебя вдохновляют?

– Я хотела рассказать про Анке Фойхтенбергер. Она рисует комиксы. Когда я поступала к Ване, я немного рисовала, и насмотрелась ее работ, это сильно меня подтолкнуло. А так – много еще кто, но не так интересно.

 
Работы Анке Фойхтенбергер

– А что касается фильмов и музыки?

– Было время, когда мы жили у родителей в одной комнате с сестрой. Мы с мамой включали «Давай поженимся» или что-то подобное. Первое время, когда начала жить отдельно от родителей, я включала эти передачи и работала под них. У меня это ассоциируется с домом и до сих пор.

Я слушаю разную музыку: и спокойную, и неспокойную, и «5’nizza», и Касту и Rolling Stones. Animal Collective мне очень нравится.

Фильмы стараюсь смотреть много, Саша выбирает классные фильмы. Мой любимый фильм – «Свяжи меня» Альмодовара, нравится дебош у Кустурицы.

– Книги успеваешь читать?

– Я отношусь к себе с юмором: очень мало знаю слов и очень мало читаю. Мне кажется, что это из школы. Когда я писала сочинения, мне ставили тройку, когда я списывала с ГДЗ, мне ставили 4. Это бесило.

Может, надо развиваться, но пока не до этого, хочется больше делать. Чтение для меня не отдых, это все-таки работа, а работы мне и так хватает пока.

– Насколько много аниматоров в России, есть ли конкуренция?

– Конкуренции нет. Есть школа ШАР в Москве, где большая тусовка, они очень много узнают про эту сферу. А мы — только с Ваней, но нам этого хватает. У нас своя тусовка студентов, например, сейчас мы едем к друзьям в Тулу, которые раньше учились у Вани.

– Расскажи про свои планы.

– Я очень хочу сделать второй фильм, чтобы он был лучше первого. Хотя всем нравится мой мультик, и мне до сих пор про него пишут. Это подбадривает, но хочется идти дальше. Продолжать участвовать в маленьких джемах с другими режиссерами. И чтобы это начало приносить деньги, чтобы поменьше работать дизайнером.